Юрий БОНДАРЕНКО: О гуманитарном знании

«Химик-технарь», восприимчивый к идеям террора, становится опасным не только для себя, но и для общества»
30 июня 2013, 10:10 |  Общество

В наших СМИ все чаще звучат голосах о «тревожных симптомах», связанных с деятельностью «деструктивных сект», «нетрадиционных религий», проповедников, стремящихся уловить души легковерных в свои сети.

Думать и говорить есть о чем. Именно, если говорить или думать всерьез, а не ради красного словца, либо того, чтобы заклеймить очередного врага нашей спокойной жизни. Но вот ведь что любопытно: к торговцам легко достижимыми прелестями (как земной, так и потусторонней жизни) сегодня идут не только невежды. Как показали новейшие исследования белорусских специалистов, значительную долю тех, кто тянется к «легким религиям» или «нетрадиционным религиозным движениям» составляют представители технической интеллигенции.

Нам во все лады живописуют достоинства Запада и классности его спецов, не обремененных избыточными для профи знаниями. Но такой специалист вполне может попасться на любую удочку. Только не следует все сводить к штампованно понимаемым «сектам» – здесь к его услугам и бесконечные гадатели, и целители с рекламой их чудес в СМИ, и многоликий сетевой маркетинки, и телезавлекушки про экстрасенсов, и многое иное. 

Среди этого иного – и недостаточное внимание к гуманитарному образованию. К примеру, ту же философию в вузах СССР в форме «истмата» и «диамата» изучали полтора-два года. В завершившемся учебном году – уже только два семестра. В будущем же, говорят, ожидается сжатие. А ведь гуманитарное образование - это школа мысли, которая не сводится к рассмотрению однозначных задач. Это фундамент той культуры, которая позволяет твердо стоять на собственных ногах, а не шататься под ветрами модных веяний. Оно, если только верно и с душой поставлено, учит вдумываться в текст, а не просто попугайски повторять зазубренное. Как говорил Конфуций, «напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения».

Увлекаясь же псевдотехнизацией, мы можем усугубить наши проблемы. Ведь «химик-технарь», знающий, как изготовить бомбу, но мировоззренчески восприимчивый к идеям террора, становится опасным не только для себя, но и для общества. Сегодня такие опасности начали осознаваться все четче. Маленький штрих: именно КГУ оказался в числе первых вузов в Казахстане, где стали вводить религиоведение. Хотя, конечно же, только этого мало. До тех пор, пока, начиная со школьной скамьи, не будет уделяться должного внимания живому общению и развитию аналитического мышления, а не зазубриванию дат, сражаться с опасными проявлениями «нетрадиционной религиозности» - все равно, что затыкать пальцами щели в бочке, из которой выбито дно.

При этом очень важно, чтобы гуманитарные дисциплины не просто «формировали» гибкость мышления и давали значимую для общества направленность мировоззренческих поисков, но и способствовали развитию образного мышления. Философия без живых, красочных образов, история без картинок , рождающихся  в голове обучающегося, без задач, ответы на которые он ищет сам, – все это полый сосуд, не способный удовлетворить ни подлинную жажду познания, ни поиски дорог в жизни.