Юрий БОНДАРЕНКО: Не славы и не коровы…

«Стоит ребенку связать незатейливой рифмой пару строк – и его уже причисляют к поэтам...»
15 июня 2013, 11:38 |  Общество

Уже не первый год областная библиотека им. Толстого практикует «литературные десанты». 11 июня такой десант «был высажен» в библиотеке Рудного. Дело уже само по себе интересное. Этот же, на мой взгляд, был особенным и по атмосфере, и по тем задачам, которые он высветил.

В работе «десанта», помимо сотрудников библиотеки, участвовали известные у нас авторы и яркие личности Акылбек Шаяхмет, Анатолий Тарасенко и Александра Суслова, а также зрители. Да еще как участвовали! Говорили не только о литературе, но и о жизни. Как подметили рудничане, приехали не мэтры, демонстрирующие себя, а сотоварищи, увлеченные общим для всех делом и озабоченные общими со слушателями проблемами. И главным в общении стало то, что емко выражено в «Песне акына» Андрея Вознесенского:  «Не славы и не коровы, не шаткой короны земной - пошли мне, Господь, второго, - что вытянул петь со мной!» И как крик души звучало: «Нужен обмен написанным, обмен мнениями. Нужны критика, анализ». А рудничанам есть что показать и что  обсудить. Есть авторы. Среди них – Сергей Лешаков, наверное, один из очень немногих в области, прикоснувшийся к сфере профессиональной литературной подготовки. Выпущено несколько номеров «Рудненской лиры».

Ну да кто только сегодня не выпускает! Не публикуется разве тот, у кого совсем нет денег. И рудничан заботит не проблема выпуска, а проблема сотворчества, критического рассмотрения того, что сделано и делается. Если взять рисование, живопись, то мы видим, как настойчиво пестуют учеников педагоги-энтузиасты Художественной школы. В шахматах и шашках тоже есть ученики и ученики. Именно ученики, а не уже испеченные художники, мини-гроссмейстеры и т. д. А в литературе? Слишком уж частое бряцанье жестяных мечей о щиты из кастрюльных крышек. Стоит ребенку связать незатейливой рифмой пару строк – и его уже причисляют к поэтам, а уж авторов горстки стихотворений – причем далеко не бесспорных – к литераторам. 

Задача же совсем в ином – дать почувствовать вкус слова, прелесть и тайну поэтического образа, помочь в нашем, все более косноязычном мире, выражать свои собственные, а не только заемные мысли и чувства. И, что очень важно, учить вглядываться в этот  потрясающе интересный мир. Учить не только смотреть, но и видеть. Потому что без умения видеть другого не может быть ни шахматиста, ни художника, ни литератора, ни даже автора записей, очерков, которые могли сохранить для истории драгоценные черточки наших дней. 

Нам, как воздух, нужны литературные студии при библиотеках. Особенно для детей. Причем с акцентом не на стихи, а на развитие остроты зрения и. овладение культурой речи. Стихи же, если так уж пойдет, у кого-то будут рождаться сами собой. И пусть единицы свяжут свою дальнейшую жизнь именно с поэзией – для всех, кто хотя бы прикасался к ней, это прикосновение не проходит бесследно. Иначе у поэтов просто не было слушателей. Что же касается дележки пьедесталов – то это дело десятое. Если повезет, время само выставит баллы. И, быть может, куда более точные, чем мы в своей неизбывной суете. Не зря же сказано: «Лицом к лицу лица не увидать».