Что даст потребителям установка новых электросчетчиков?

Сергей Яковенко: В Костанае после введения АСКУЭ вместо 100 контролеров останется 20

Евгений ШИБАРШИН

15 мая 2013, 15:51 |  Общество

25 апреля «НГ» опубликовала статью «С потребителя хоть шерсти клок», в которой рассказывалось о проблемах, возникающих у потребителей электроэнергии в связи с модернизацией приборов учета. Генеральный директор ТОО «ЭПК-форфайт» Сергей ЯКОВЕНКО, в чьем ведении находится Костанайская горэлектросеть, выразил желание прокомментировать приведенные в данном материале факты.

10 лет на модернизацию

- Сергей Владимирович, многие костанайцы послушали рекомендации ваших работников и купили современные приборы учета. И вдруг им говорят, что теперь поставят счетчики автоматической системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ). Выходит, что люди выбросили деньги на ветер. Кому нужна такая «модернизация»?

- Согласно постановлению правительства, с 2020 года применение АСКУЭ будет обязательным для всех. Что это дает? У абонентов не будет физического контакта с представителями энергопередающей организации, что сведет до минимума количество взаимных претензий. Это приведет к сокращению штата контролеров. Их сейчас только в Костанае 100. По нашим расчетам, полный переход на автоматизированную систему позволит уменьшить их количество примерно до 20. Поскольку показания всех счетчиков будут выводиться на централизованный пульт, станет легче контролировать так называемые коммерческие потери (проще говоря, хищение) электроэнергии. Компания сможет уйти от убытков, а на полученную прибыль производить обновление оборудования. Если учесть, что на сегодня в Костанае таких приборов установлено 8500 и ежегодно планируется по 8000, то для установки оставшихся понадобится еще 10 лет.

- Кто финансирует эту программу?

- Абонентам платить за покупку и установку приборов не нужно. Затраты несет наша компания. Эти средства уже предусмотрены в сегодняшнем тарифе.

Что касается того, что мы не предупредили людей и они купили новые счетчики, то 5 лет назад я тоже не знал, что такое АСКУЭ. Хотя нужно признать, когда эта программы уже была запущена в работу, мы не использовали в полной мере все возможности для информирования. Отсюда и непонимание, с которым мы сталкиваемся постоянно. Наша делегация изучала опыт Караганды (там установлено уже 70% таких приборов), и у них та же проблема: люди очень неохотно идут на эту модернизацию.

- Куда теперь девать купленные людьми новые счетчики?

- Для АСКУЭ они, конечно, не подходят, но тут есть один момент. Правительство приняло решение уже с 1 января 2014 года перейти на учет расхода электроэнергии приборами класса точности 1. То есть устаревших моделей класса точности 2,6 уже не должно быть. Если они еще будут стоять, то формально мы не должны брать с них показания. Потому что они не будут отражать реальный расход электроэнергии. А это означает, что мы должны делать расчет, исходя из мощности потребителей. Но мы пока этого делать не будем, учитывая, что данная программа будет проходить в несколько этапов, да к тому же у нее пока нет достаточного материально-технического обеспечения. Если кто-то купил новый счетчик и еще его не поставил, то рекомендую узнать у наших специалистов - когда запланирована установка АСКУЭ в его доме. Если в 2013-2014 годах, то можно не спешить, если позже - то лучше поставить.

Отключать не будут

- Где ставится счетчик АСКУЭ и кто будет нести ответственность за его состояние?

- Счетчики устанавливаются на границе эксплуатационной ответственностимежду энергопередающейорганизацией и абонентом. Мы тут ничего не выдумываем - так гласят нормативные документы, утвержденные правительством. Есть несколько вариантов. В многоэтажных домах, где подача электроэнергии в квартиры производится в шахтном исполнении, счетчики будут ставить в квартирах. Там, где на лестничных площадках есть электрощиты, счетчики будут на том же месте, где сейчас стоят старые приборы.

- Но почему нельзя установить в квартире, если теперь контролерам не нужно брать его показания?

- Потому что граница раздела находится как раз в электрощите. Если счетчик поставить в квартире, тогда кто-то может подключиться на линии между щитком и потреблять электроэнергию без оплаты. Ответственность за сохранность счетчиков будут нести абоненты. Электрощиток нужно закрывать на замок. Сейчас так делают многие.

Есть еще один момент. В отношениях между энергетиками и абонентами в многоквартирных домах существует посредник - ПКСК. Они должны эксплуатировать внутридомовые электросети и рассчитываться за потребление электроэнергии на общедомовые потребности: работу подкачивающих насосов, освещение дворовой территории у подъезда и лестничных клеток. Теоретически плата должна формироваться из разницы показаний общедомового прибора учета и суммы квартирных. Но у нас стоят приборы не на входе в дом, а на линии, которая идет в дом из трансформаторной подстанции.

В 2007 году наши специалисты подсчитали, какую бы мы брали плату, если бы заключили с ПКСК договоры. Сумма получается такая огромная, что ПКСК обанкротились бы. Мы понимаем, что у них таких денег нет, поэтому расчет делаем, исходя из заявленной мощности и количества ламп для освещения. Хотя на самом деле расход идет больше. Но компания эти сверхнормативные затраты взяла на себя. Новая система предусматривает, что будут стоять отдельные счетчики на освещение и отдельно - на подвал и насос. АСКУЭ будет учитывать расход во всех звеньях этой цепочки.

- По словам потребителей, Костанайский ЭнергоЦентр предупреждает абонентов: если они не позволят установить счетчики АСКУЭ, им могут отключить электроэнергию. На каком основании?

- Мы в таком случае не можем отключать. Мы можем только убеждать, что от установки этого прибора потребитель ничего не теряет, а преимущества получают все. Например, сегодня уже применяется программа, по которой, если кто-то в сети включил сварочный аппарат, который привел к перекосу напряжения, то он автоматически выключается. Через 20 минут подача энергии возобновляется. Если это происходит повторно, то опять отключается, но теперь восстановление может быть только после соответствующего разбирательства. К сожалению, данная система очень дорогая. Мы попробовали сделать пилотный проект, но всем установить ее не в силах.

Что касается предупреждений об отключении потребителей, то уровень контролеров у нас еще такой, что на все вопросы квалифицированный ответ могут дать только наши инженерно-технические работники. На должности контролеров приходят разные люди, текучесть кадров там составляет 30%.

- Это правда, что контролеры получают материальное вознаграждение за выявленные факты нарушения целостности пломб?

- Такое есть. Чтобы не было сговора с теми, кто занимается хищением электроэнергии, когда они такое обнаружат, мы решили их материально поощрять. За честную работу. Контролеры в случае обнаружения нарушения Правил пользования электроэнергии обязаны составить соответствующий акт.

- Есть ли какая-то официальная методика определения виновного в повреждении пломбы?

- Во-первых, место установки счетчика должно быть закрыто, а открывать его контролер должен в присутствии абонента. Факт нарушения определяется комиссионно и фиксируется в акте. Если потребитель не согласен с оценкой контролера, то может обратиться с заявлением в комиссию горэлектросети или РЭСэнергоцентра. Если и ее решение не удовлетворит, то есть еще комиссия компании. В ней работают достаточно опытные люди, которые могут объективно разобраться в конфликте.

- Как делается перерасчет за электроэнергию, если контроль обнаруживает счетчик неисправным или поврежденную пломбу?

- Применяются утвержденные правительством нормативы. Когда приборов учета нет вообще, расчет делается по формуле, которая учитывает размер жилплощади, количество электроприборов в квартире, их мощность, а также время года. Все расчеты потребляемой электроэнергии внесены в таблицу, которая должна быть у каждого контролера. Но случаи отсутствия счетчиков сегодня очень редки. Что касается проблем, которые происходят с пломбами, то перерасчет делается, исходя из наличия в квартире электроприборов и их мощности. Время их работы, которое берется для расчета, - 24 часа. В случае несогласия с перерасчетомтоже можно обращаться в комиссию.

- Контролеров наказывают за такие ошибки?

- В таких случаях применяются меры дисциплинарного взыскания. Акт, составленный неверно, аннулируется.Все конфликты,связанные с нарушениями со стороны абонентов и нарушениями при проведении проверок, рассматриваются нами индивидуально. Вот как раз для того, чтобы таких конфликтов было меньше, и внедряется АСКУЭ.

Хотел бы призвать потребителей, чтобы они для разрешения вопросов вначале обращались в ТОО «ЭПК-форфайт», а в случае невозможности их решить либо несогласия с нашими доводами - уже в контролирующие органы. Мы стараемся все делать с учетом интересов граждан. Есть еще один вариант: жители нашей области могут публиковать жалобы и предложения на сайте нашего ТОО. Могу заверить - ни одно обращение не остается без рассмотрения.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА