Вадим СОБОЛЕВ: "Так кто кого дискриминирует?"

«На бумаге при устройстве на работу будут главными пол и возраст, а на деле - родство и связи»
24 апреля 2013, 08:08 |  Общество

Вряд ли можно назвать сахарином, подсластившим пилюлю повышения пенсионного возраста для женщин, популистское предложение министерства труда и соцзащиты населения РК. 

- В Трудовой кодекс вносится такое изменение, - заявила вице–министр Тамара ДУЙСЕНОВА. - Работодатели, организации, осуществляющие посреднические услуги по трудоустройству, при объявлении вакансий о приеме на работу не должны включать информацию об ограничении дискриминационного характера. Работодатели не имеют права в одностороннем порядке расторгать договор с лицами предпенсионного возраста, это касается как женщин, так и мужчин.                 

Но такие нормы уже есть и в Конституции РК, и в нормативных актах. Зачем отдельно их выделять и громогласно заявлять о заботе? Да и будет ли от подобных мер практическая польза? Сомневаюсь. 

Напомню – нельзя будет отказывать в приеме на работу или увольнять на основании пола, расы, национальности, языка, возраста, происхождения, религиозных убеждений и т. д. Но где вы видели руководителя, который в трудовой книжке причиной расторжения договора поставил бы «Женщина» или «Сомнительное вероисповедание»?   

И слабо верится, что работодатель не найдёт предлога, чтобы избавиться от неугодного работника. Хотя работы для инспекции по труду наверняка прибавится. Как и для кадровиков, ищущих варианты для отказа женщинам предпенсионного возраста. Так зачем тратить время и средства на поправки, что явно не будут работать? 

Нарушителей предполагают привлекать к административной ответственности. Интересно – а за объявления типа «Требуется работник со знанием государственного или китайского языка» тоже будут штрафовать? И вновь уходят на второй план критерии профессионализма и квалификации. На бумаге будут главными пол и возраст, а на деле (если это не бизнес, где требуется реальная работа) - родство и связи.  

Думаю, все вопросы надо решать в комплексе. Ведь «устранение дискриминации по гендерному принципу» (читай - повышение пенсионного возраста) ведёт к дискриминации молодёжи, чьи рабочие места будут заняты женщинами–пенсионерками. А кто будет нянчить внуков? Если продолжить логическую цепочку, можно дойти и до уменьшения рождаемости. А как же приоритеты – молодежная и демографическая политика? Или это не относится к минтруда и Нацбанку, а значит, не их проблемы? Или левая рука не знает, что делает правая? 

И здесь мы плавно переходим к роли наших депутатов. Кому, как не им, народным избранникам, заботиться о нас? Но на практике получается, что высший законодательный орган не занимается законотворчеством, а только принимает законы, подготовленные в правительстве. А если парламентарии сами захотят предложить законопроект, требующий затрат из госбюджета, они обязаны получить согласие кабинета министров. Считаю, что у Парламента должна быть реальная законодательная инициатива. 

Кстати, хотелось бы узнать и публично огласить имена тех двух депутатов, «которые не стреляли», кто не побоялся проголосовать против законопроекта о повышении пенсионного возраста для женщин.