Юрий БОНДАРЕНКО: "Макияж глобализации"

«Почему кто-то должен нам указывать, какие шоу, парады и прочее допускать, а какие нет?»
15 апреля 2013, 08:21 |  Общество

Что такое глобализация? Что здесь – порождение суровой необходимости, а что служит прикрытием чьих-то, вполне конкретных причуд и интересов? Этот вопрос обсуждался на одной из секций международной научно-практической конференции «Байтурсыновские чтения», прошедшей в КГУ. И словно специально придуманной иллюстрацией к теме стали отдельные, казалось бы, побочные эпизоды поездки президента РФ Путина в Западную Европу. 

Это и очередной шум вокруг гей-парадов с настоятельными пожеланиями разрешить их везде, где победно шествует демократия, и голосистые гастролирующие феминистки со смачными матерными словами на голых спинах… Что это? Такие же неизбежные следствия глобализации, как весенние грязь и лужи - следствие тающего снега?  Или что-то еще, сознательно разыгрываемое? А может, и то, и другое?

Не буду гадать. Замечу только, что ни я, ни мои коллеги – не мастодонты, противящиеся наступлению нового. Рост научно-технических и экономических связей это, конечно же, благо. Без компьютеров, скайпа, мобильной связи мы себя уже не представляем. Да и мода вездепроникающа. Даже северокорейцы, хулящие Америку, не чураются «западных» костюмов. А уж мы в Казахстане снимать «глобализаторские» пиджаки тем более не собираемся. Да если бы и собрались, то заменить их чохом не так уж просто. 

Но культура многослойна. Традиции и вкусы рождаются не в одночасье. И почему кто-то должен нам или нашим соседям указывать, какие шоу, парады и прочее допускать, а какие нет? Ведь, по сути, это то же самое, как если бы мы стали устраивать демонстрации в поддержку продвижения нашей конины на западноевропейские рынки. Но уж, извините, глобализация глобализацией, а кому и в какие цвета красить ногти, какие развлечения устраивать, как ходить в баню, никакие, даже самые «прогрессивные слои человечества» указывать не могут. На сегодня мы и так с лихвой платим за то, что атрибуты и причуды глобализации и так заполняют нашу обыденность: от практичных джинсов до далеко не всегда безопасных информационных игр и многого иного.

Но, будучи совершенно наивным в экономике, я почему-то задумался о банальном - о том, что в глобализующемся «рыночном обществе» борьба за права, свободы и  души людей почему всегда оборачивается борьбой за их кошельки. Да и сами эти свободы, как и «рога» в известной сказке Чуковского, нынче тоже недешевы. Вот катаются скандальные «фемины» по Европам, демонстрируя то ли политическую активность, то ли сексуальную озабоченность по Фрейду. И ведь где-то они спят. Что-то едят. На какие-то деньги перебираются из страны в страну. Каких же это «бабок» требует и каким таким тяжким подвижническим трудом они могли заработать такие «бабки? А если не могли, то каким-таким добрым, либерально мыслящим дядям и тетям понадобилось «спонсировать» и спино-матерные слова,  и их голосистость? 

Прямо целые парады голых королев, и куда там до них королю андерсоновскому! Но если шум оплачивается, значит, он кому-то и для чего-то нужен. Так кому и для чего?