Евгений ШИБАРШИН: "Очередь за парламентом"

«Неужели нужно выходить на баррикады, чтобы достучатся до чиновников?»
3 апреля 2013, 08:28 |  Общество

2 апреля правительство РК рассмотрело проекты Законов «О пенсионном обеспечении» (в новой редакции) и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам пенсионного обеспечения». 

- Сегодня уже 17% населения не имеет достаточного пенсионного стажа в солидарной системе, и в 2015 году 50% женщин не будет иметь соответствующего стажа участия. Поэтому нам нужно сейчас вводить эти изменения, - заявил министр труда и социальной защиты населения РК Серик АБДЕНОВ. - Надо переходить именно плавно, потому что есть опыт, который мы имели в 1998 году, и как раз таки для тех женщин, которые до 2018 года выходят на пенсию, чтобы они не ощутили той сильной нагрузки по повышению пенсионного возраста. Предполагается, что повышение пенсионного возраста женщин будет осуществляться по полгода в год, в течение 10 лет. 

Еще два аргумента министра: сегодня из общего числа индивидуальных пенсионных счетов на долю женщин приходится 3,8 млн или 45%, а средние размеры пенсионных накоплений женщины на 25% ниже, чем у мужчин.

- Нас беспокоит тот факт, что сегодня законодательством ограничен выход женщин на пенсию в 58 лет. Мы понимаем, что на 5 лет женщина меньше участвует в накопительной пенсионной системе. Это, соответственно, несколько сказывается на ее пенсионных накоплениях, тем более, что есть гендерные различия в оплате труда, - добавил он.

Все эти доводы инициаторами изменений в пенсионное законодательство озвучивались уже не раз. И это понятно. Ведь приведенным цифрам  ничего не противопоставишь. Тут удивительно другое - как  авторы этого законопроекта отреагировали на достаточно жесткую критику их новаций. По сообщению КазТАГ, в кулуарах заседания правительства Абденов заявил журналистам:

 - Вы знаете, что мы 12 марта по этому же вопросу презентацию провели в Парламенте. После этого общество уже в течение 3-х недель этот вопрос обсуждает. Таких сильных критических настроений мы не наблюдаем.

Из окна министерского офиса действительно ничего не увидишь. Неужели нужно было обязательно выходить на баррикады, чтобы достучаться до высокопоставленных чиновников? Да вы хотя бы пришли поговорить с женщинами, работающими на производстве или в базарных рядах. После этого министр навряд ли стал бы ссылаться на статистику: «190 000 казахстанских пенсионеров, включая 137 000 женщин, продолжают работать после выхода на пенсию». Да и с прогнозами по созданию к 2020 году 508 000 новых рабочих мест был бы более аккуратным. Как об этом можно говорить, не изучив, где трудятся сегодняшние женщины-пенсионерки, и в каком состоянии будет экономика Казахстана в течение ближайших 27 лет? 

Вообще вокруг проекта этого закона идут какие-то странные игры. 12 марта его уже представляли мажилису. Но там не было статьи, связанной с изменением пенсионного возраста женщин. Выходит, что правительство тот проект отозвало, чтобы дополнить его? Это такая тактика «продавливания» через Парламент непопулярного закона? Или разработчики не укладывались в отведенные сроки? 

Впрочем, это уже особой роли не играет. Теперь главное, как его оценят парламентарии.