Евгений ШИБАРШИН: "Кому нужен референдум?"
В Алматы прошло собрание по созданию инициативной группы для сбора подписей о проведении референдума. Организаторы акции, представители либерального крыла оппозиции, считают необходимым узнать мнение граждан Казахстана по четырем вопросам. Главный из них – о возможном выходе Казахстана из Таможенного союза и Единого экономического пространства
Закон «О республиканском референдуме в РК» предписывает: если инициаторами референдума выступают граждане, то инициативная группа должна собрать во всех регионах не менее 200 000 подписей в поддержку. Если соблюдение всех процедур будет официально признано, то решение о проведении референдума примет президент страны. Но может и отказать.
Дойдет ли дело до этого, сказать сложно. Хотя несколько месяцев назад мало кто верил, что удастся провести даже собрание по созданию инициативной группы. Тем не менее получилось. Похоже, не только благодаря настойчивости его организаторов, но и каким-то процессам, которые сейчас происходят в верхних эшелонах власти. Правда, если кто-то считает, что дело в изношенности механизма бюрократического торможения инициатив «снизу», то наверняка ошибается. Вопрос только в том, при каких условиях этот тормоз начнут активно использовать.
Дело в том, что инициатива Булата Абилова и его сподвижников по выходу из Таможенного союза сейчас на руку руководству нашей страны. Пока идет сложный процесс притирки условий товарного обмена между Казахстаном, Россией и Беларусью, готовящихся к созданию Евразийского экономического союза, любое сопротивление этому процессу внутри страны можно использовать, чтобы поторговаться за более выгодные условия. Чем больше вероятность, что референдум состоится, тем легче Казахстану добиться от своих коллег по интеграции каких-либо уступок.
Эту игру можно вести вплоть до того момента, когда президент Казахстана встанет перед выбором: объявлять референдум или нет? Тем более, что у него сегодня достаточно инструментов, чтобы даже в случае проведения референдума получить нужный ему результат.
Оппозиция наверняка знает об этом раскладе и стремится воспользоваться случаем, чтобы укрепить свои позиции. Судя по аргументам, которые прозвучали на упомянутом собрании, инициаторы референдума навряд ли убеждены, что после создания Евразийского экономического союза Казахстан окажется более политически зависимым от России, чем сейчас. Выступающие за выход Казахстана из ТС не утруждали себя экономическим анализом, зато ссылались на то, что в России тоталитаризм, а потому, как выразилась Гульжан Ергалиева, «если Казахстан будет интегрироваться, то он выберет лучшие пока страны».
Хотелось бы. Беда только в том, что эти самые «лучшие страны» - тоже не меценаты. И Казахстан их интересует, в первую очередь, как источник дешевого природного сырья и рынок сбыта своих товаров. А потому демократии в Казахстане все равно будет столько, сколько позволит себе наша власть. А что касается товаров, то конкурировать с продукцией дальнего зарубежья нам будет не менее сложно.
Последние новости