Евгений ШИБАРШИН: "Бесталанная пропаганда"

«Информационный гоcзаказ в СМИ приобрел идеологический характер»
12 марта 2013, 17:04 |  Общество

Две недели прошло после совещания, на котором госсекретарь РК Марат Тажин критически прошелся по состоянию дел в СМИ, но затронутая им тема комментируется в Интернете до сих пор. Большого открытия для журналистского сообщества высокопоставленный чиновник не сделал, но если он отважился признать, что дела наши так прискорбны, то почему бы не окрылиться надеждой на позитивные перемены?

Но надежда льстива, да обманчива. Работники масс-медиа почему-то решили, что госсекретарь озаботился необходимостью «модернизации» всего информационного пространства. Внешне так оно и выглядело. Но дело в том, что руководителей СМИ собрали на совещание для «обсуждения актуальных вопросов информационной работы в 2013 году по Стратегии «Казахстан-2050». То есть речь велась об эффективности официальной пропаганды. А значит разговор должен был идти о проблемах в работе только государственных СМИ и отдачи от вложения бюджетных денег в частные газеты и телеканалы, получившие госзаказ. 

На совещании говорили о необходимости повышения профессионализма журналистов и «совершенствовании механизма государственного информационного заказа», о более активном использовании Интернета, о выработке новых подходов в патриотическом воспитании и противостоянии религиозному экстремизму. Вопрос в том, будет ли от этих мер ожидаемый эффект? Какие бы задачи не ставили чиновники в области воздействия на сознание людей через СМИ, но все равно медийные продукты будут создавать журналисты. Научить этому ремеслу – задача несложная. Но как добиться, чтобы человек душу вкладывал в продукт?  

Пропаганда – специфический жанр. Статью или видеосюжет можно наполнить информацией. Но кто это будет читать или смотреть, если в них нет чего-то неординарного - хотя бы альтернативного взгляда на событие? Где вы можете это увидеть в официальных СМИ или частных, которые «подсели на иглу» госзаказа? Причем некоторые редакции такую политику проводят уже не только под давлением органов власти, но и по собственным политическим соображениям. 

Тут власть начала действовать более тонко. Руководителей многих СМИ ввели в руководящие структуры партии «Нур Отан». Если учесть, что эта партия в первую очередь представляет интересы госбюрократии, то исполнение информационного госзаказа по лекалам властных структур в таких случаях стало уже идеологическим заказом. Вопрос только в том, что бюджетные деньги собираются с граждан без учета их политической принадлежности, а тратят в интересах определенного социального слоя. Причем тем редакциям, которые пытаются следовать международным стандартам журналистики, навесили ярлык «оппозиционной прессы», а их сотрудников записали в противники существующей власти.

Пропаганда существует и на Западе. Казахстан отличается тем, что в нашей стране ее используют в основном для камуфлирования «проколов» в действиях власти. Научить журналистов делать эту работу мастерски невозможно в принципе. Не говоря уже о проявлении на этом поприще чьих-либо талантов.