Родственников на карандаш
беспартийный
Текст: Джамиля КАРИМОВА
За тем, как складывается карьера близких родственников высокопоставленных чиновников, будет следить антикоррупционный комитет НДП «Нур Отан». Партия власти намерена создать специальную базу данных такой VIP-родни, чтобы проще было отслеживать их «переезды» в новые кресла. Но эксперты уже сейчас называют такую инициативу неэффективной.
Работу молодых специалистов с известными фамилиями будут оценивать авторитетные нуротановцы. Предполагается, что это искоренит продвижение «своих» на «жирные» должности. Ведь среди начинающих казахстанских политиков немало детей министров, акимов, мажилисменов и сенаторов. Многие из них, не успев получить диплом, садятся в кресла руководителей подразделений в нацкомпаниях и министерствах. Кроме того, при приёме на работу на высокую должность, имеющую коррупционный риск, кандидатов предлагается проверять на детекторе лжи. Идея эта не нова, просто теперь это хотят закрепить законодательно.
– Мы будем инициировать включение в законодательство норм о более широком использовании гражданско-правовых методов воздействия на коррупцию. Каждый руководитель будет обязан подать заявление об отставке в случае совершения коррупционных преступлений его непосредственным подчинённым. Эта норма должна быть закреплена в законе, – считает председатель общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан», сенатор Оралбай Абдыкаримов.
Он заявил, что партия будет добиваться публикации в СМИ деклараций о доходах и имуществе всех государственных служащих. А особое внимание, по его словам, будет уделено вопросам кадровой политики. К примеру, предлагается не только наказывать нерадивых чиновников, но и поощрять тех, кто соблюдает этические нормы и честно трудится. Все названные предложения вошли в проект программы партии по противодействию коррупции на 2013–2020 годы.
Идея сенатора о создании базы данных родственников сама по себе вполне реальна, но может вступить в конфликт с законопроектом о персональных данных, который как раз сейчас рассматривается в парламенте, считает мажилисмен Рамазан Сарпеков.
– Пока только обсуждается, какие именно данные будут считаться персональными. Но государство должно обеспечить их защиту от посягательств. Так что, если база данных родственников будет составляться, она должна предусматривать некий механизм защиты, – говорит депутат.
А что касается применения детектора лжи, то это сейчас довольно распространено в правоохранительных органах, и этот опыт вполне можно перенести на других госслужащих, соглашается Рамазан Сарпеков. Другое дело, что не следует при приёме на работу ориентироваться только на результаты полиграфа, они должны стать лишь дополнением к общей характеристике человека, уверен депутат. А в целом подобная практика довольно широко применяется во многих развитых странах мира.
Сомнение в эффективности применения детектора лжи, который при желании можно обойти, и создания «родственной» базы данных высказывает известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев. По его мнению, такая база не решит вопрос с коррупцией в крупных размерах, а нацелена лишь на мелкую рыбёшку, которая и без того легко ловится.
– Подобные списки и так уже есть во многих силовых структурах. К тому же Казахстан – страна маленькая, все и так знают, кто чей родственник. А какой толк? Те, кто ворует по-крупному, давно научились обходить весь этот мониторинг. И доказать хищения на высоком уровне практически невозможно, потому что деньги проводятся через 7–8-х лиц, иностранные банки, офшоры. Хороший пример – примитивное следствие по делу Храпунова. Все знают, что воровал, но сделать ничего не могут, – заключил политолог.
ссылка:http://megapolis.kz/art/Rodstvennikov_na_karandash
Последние народные новости