Больной раком мужчина пытается доказать чиновникам свое право на лечение

Александр Беляев: «Меня убивают бюрократической машиной»

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

6 февраля 2013, 15:48 |  Общество

О том, что он болен раком, житель п. Заречный Александр БЕЛЯЕВ узнал в 2010 году. После безуспешного лечения в Костанае стал наблюдаться в челябинской клинике. В сентябре 2012 года отправился в Россию на операцию, но его задержали на таможне. Оказалось, что Беляев временно не имеет права на выезд заграницу. С тех пор инвалид 2-й группы обращается во все инстанции, пытаясь отстоять свое право на жизнь.

На пути к операции встали долги Александра Беляева. Свое крестьянское хозяйство он «закрыл» в 2008 году, но в 2011 году КХ признали банкротом. Оказалось, что у Беляева задолженность перед государством плюс штрафы за несвоевременное погашение. Всего «набежало» около 500 000 тенге. Это и стало причиной постановления о временном ограничении на выезд, которое было подписано 3 июля 2012 года. Сам должник узнал о бумаге постфактум.

- Я не отказываюсь от своих долгов, - говорит он. - Но в данный момент я не могу собрать эту сумму. Все сбережения ушли на лечение, никакого имущества у меня нет. Живу на пособие по инвалидности - это около 22 000 тенге. Я предлагал судоисполнителям высчитывать долг из этого пособия, но они говорят, что не могут этого сделать.

В Костанайском районном территориальном отделе (РТО) судебных исполнителей объяснили: пока он не выплатит все долги, путь в Россию заказан.

- Исполнитель сказал мне: лечитесь в Костанае, - вспоминает Александр Беляев. - Я уже лечился в нашей больнице, мне даже сделали здесь операцию, но ничего не помогло - метастазы пошли дальше. В российской клинике врачи сказали, что после операции я могу выздороветь. Несколько месяцев я готовился - проходил химиотерапию. Деньги на лечение дали родственники. Благодаря челябинским медикам, я могу ходить, хотя раньше у меня отказывали ноги. Но сейчас я лишен возможности получать лечение, а время идет... И чем больше времени проходит, тем меньше шансов на выздоровление. Бывает людей из ружья убивают, а меня убивают бюрократической машиной.

В клинику Беляев должен был попасть уже полгода назад. Все это время обходил инстанции, в ноябре дошел и до начальника областного департамента по исполнению судебных актов. Тот пообещал посмотреть, что можно сделать. Но проблема в том, что время для чиновников и для больного человека течет с разной скоростью.

- В соответствии с Законом РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» санкция на временное ограничение на выезд должника снимается только после полного погашения суммы долга, - пояснил «НГ» начальник Костанайского РТО Жанай НЫСАНОВ. - В данный момент я ничем не могу руководствоваться, чтобы разрешить выезд Александру Беляеву. Если бы он был должен физическому или юридическому лицу, то они могли бы написать письменное заявление, что не возражают, чтобы должник выехал за пределы РК. А в этом случае второй стороной является государство. Как мы можем за него решать? Я понимаю, что человек нуждается в лечении, но в законе не прописано, как нужно действовать в подобных случаях.

По мнению директора КФ Казахстанского международного Бюро по правам человека Анастасии МИЛЛЕР, в таких случаях просто должны быть исключения.

- Каждый человек имеет право на защиту своего здоровья, - отмечает правозащитник. - Чиновники не могут так поступать, потому что человек едет спасать свою жизнь. Если Александр обратится к нам, мы займемся его проблемой. В этом случае нужно дойти до Астаны и обратиться к уполномоченному по правам человека.

В скором времени Беляев встретится с представителями Бюро по правам человека. Главное - чтобы не было поздно.