Спецкор "НГ" об открытии музея Владимира Высоцкого в Екатеринбурге

Театральная гитара Высоцкого, которую музею подарил его сын Никита. Фото предоставило ИА "Актуально.RU"

Виталий ХАЛЕВИН

26 января 2013, 09:30 |  Общество

В канун 75-летия Владимира Высоцкого, 23 января, в Екатеринбурге открылся музей, посвященный его жизни и творчеству. В нем, в частности, воссоздан гостиничный номер, где жил Высоцкий во время гастролей на Урале.

Как сообщил инициатор создания музея, уральский бизнесмен Андрей ГАВРИЛОВСКИЙ, музейный фонд состоит из личных вещей поэта, в числе которых его "Мерседес" и концертная гитара, которую подарил музею Никита Высоцкий. 

Музей располагается в 54-этажном бизнес-центре "Высоцкий" - это самое высокое здание России за пределами Москвы. Рядом с бизнес-центром установлен памятник Высоцкому и его музе и жене - Марине Влади.

По мнению известного уральского психолога Ивана КАРНАУХА, психотип  Высоцкого состоял из сплошных противоречий, внутренней борьбы, которая «высекала искры таланта и обрекала его на тотальное одиночество».

Почему на сцене так и не появился «второй Высоцкий»? Психологи на этот вопрос отвечают достаточно прагматично – изменился психотип публичных мужчин.

- Какими бы они не были мужественными и физически сильными, в них – артистах - скрыта женская натура. Они мягкие, ранимые. Высоцкий – это жесткий и сильный человек. Это воплощение мужественности, - отметил Карнаух. -  К тому же, Высоцкий жил в эпоху, когда все было запрещено. А он говорил о тех вещах, которые были «под запретом», поэтому и был популярен.

По мнению Карнауха, истинная слава к Высоцкому пришла только после его смерти. И в этом нет ничего плохого. Такое признание существует во всем мире.

- При жизни Высоцкого не было некого идолопоклонства. Все изменилось, когда его не стало. Ушел некий «глас свободы» и люди поняли, что потеряли, – пояснил психолог. – Я всегда ценил людей, которые в двух словах могли изложить смысл темы разговора. Высоцкий в нескольких строках мог изложить смысл жизни. И постичь таких глубин таланта дано далеко не каждому поэту. Так нырять глубоко в глубины души без условного батискафа достаточно опасно. В этом случае человека разрывают противоречия, внутренняя борьба с самим с собой, с политическим режимом, с обществом. Из этих душевных мук и рождается творческий человек, который создает произведения искусства. Однако такие противоречивые натуры обречены на одиночество. Они не знают покоя. Что и произошло с Высоцким.

Французская актриса Марина ВЛАДИ во время своего гастрольного тура в Екатеринбурге осенью 2012 года со спектаклем «Владимир: прерванный полет» призналась, что ее страсть к этому человеку была разрушающей.

- Я курила по пять пачек сигарет в день. Ждала звонка от него. Нервничала. И потом приходил он. Все забывалось. На время. Порой мне казалось, что я не знала, что это за человек. В минуты нашего общения иногда это был не близкий моему сердцу мужчина, а кто-то другой, одевший маску Владимира. Но я знала, что нас связывала некая невидимая нить и поэтому верила ему, – сказала она.

Влади рассказала, что почувствовала в тот момент, когда на официальном приеме к ней подошел «невысокий человек с сумасшедшими глазами».

- На меня сразу нахлынула волна мужской силы и особая радиация таланта, против которой нельзя устоять. Когда он взял гитару,  то, что казалось невозможным, стало желанным и неизбежным: увлекательные перипетии этой истории любви, богатой встречами и разлуками, поверх географических барьеров, вопреки «холодной войне». Все в этом человеке было запрещенным и противоречивым. Даже наша любовь, - вспоминала во время спектакля Марина Влади. - Когда Владимира не стало, я уехала из России. Я ждала. Ждала его где-то в глубинах своего женского сердца. 

- Володя себя раскрывал  через стихи. В них видно как он любил, страдал, грешил, сомневался, верил и умер, оставив неизгладимый отпечаток в жизни миллиона людей, - сказала Марина Влади, отметив, что разгадать загадку «Высоцкий» уже никому не по силам.