Юрий БОНДАРЕНКО: «Нужна ли Костанаю своя мини-Википедия?»
Начало нового года, как всегда, навевает новые размышления о том, чем так или иначе, а все мы дышим. Может быть, даже и не совсем новые, но вновь и вновь напоминающие о себе. Для меня это размышления о том, что все мы вместе могли бы делать в сфере культуры. Естественно, отталкиваясь от прежнего опыта и от того, что уже сделано.
Мне кажется, что наступило время подумать не просто об «Энциклопедии… Костанайской области», но и об «Энциклопедии культуры, науки и образования (включая развитие интеллектуальных игр)» региона. Но энциклопедии особой. Ведь и сфера-то особая. То есть о такой своеобразной энциклопедии, которая писалась бы живым языком и при этом включала бы в себя не только сведения о вошедших в нее людях, но и образцы творчества. В том числе газетные статьи и интервью. Ведь сколько есть интереснейших людей, включая и тех, кто отбыл за пределы Костаная, а то и Казахстана! А сколько, как это ни грустно, ушедших! Но и в музыке, и в живописи, скульптуре, литературе у нас есть то, чем могла бы гордиться не только область.
Только не надо спешить с бумажным ее вариантом. Нужен своего рода сайт, где бы были объединены и поиски, и фиксация того, что уже «под рукой». Структуру и характер такой энциклопедии можно было бы совершенствовать и менять. Но уже сегодня важнейшей ее составляющей могли бы стать лучшие, наиболее информативные статьи из местной прессы самых разных лет.
Второе, о чем я говорю и пишу уже не впервые, - нужна интерактивная местная телепередача, специально посвященная культуре. Передача, которая вобрала бы в себя и встречи, и дискуссии, и, возможно, мастер-классы, и викторины, занимательные задания, связанные со знанием мировой и отечественной культуры, включая и культуру нашей области. Ведь кажется таким очевидным, что воспитание патриотизма - не в речах с трибун, а в умении ценить и поддержать свое, родное, творческое.
И, наконец, третье, продиктованное тем, что в немалой мере уже делается: это объединение сил, которые бы помогали бы заметить и вырастить литературно-одаренных детей. На том уровне, на каком это делаются, к примеру, в Шахматном клубе, художественной и музыкальной школах. Речь, в первую очередь, идет о младших школьниках и ребятах среднего школьного возраста. Только не надо культов маленьких гениев, вундеркиндов и чересчур серьезной игры в литературное творчество. Пусть все это будет, прежде всего, удовольствием, средством развития личности. Ведь не все же, играющие в шахматы, занимающиеся рисованием, музыкой, потом становятся профессионалами. Но, тем не менее, время, проведенное за шахматной доской, мольбертом или пианино, не потрачено зря.
Но я бы сегодня акцентировал внимание именно на литературе. И дело тут не только в специфике творчества, а в том чудовищном снижении уровня владения как устной, так и письменной речью, которое из года в год наблюдаешь у студентов. Я и сам, как и многие другие, ошибаюсь. Могу неверно поставить ударения. Но то, что бросается в глаза (наверное, говоря точнее - «в уши»), когда слушаешь иных студентов, нередко достойно кунсткамеры. Сегодня даже студент-журналист при письменном ответе может сделать в одном коротеньком слове две ошибки. Поэтому-то свободное детское литературное творчество так много значит именно в наши дни. И здесь перед нашими педагогами и ведущими литераторами колоссальный простор для творческой деятельности. Деятельности, которая, по моему глубокому убеждению, могла бы быть гораздо плодотворнее, чем так называемая научная деятельность младших школьников. Но это уже иная тема.
Последние новости