Вадим СОБОЛЕВ: «Возможен ли у нас общественный контроль?»
В Стратегии «Казахстан-2050» президент РК Нурсултан Назарбаев, говоря о внедрении Концепции развития местного самоуправления, о децентрализации управления, отметил необходимость усиления общественного контроля, влияния граждан на ситуацию на местах.
- Настало время гражданам активно вовлекаться в решение насущных вопросов на местах, контролировать работу местных органов власти, - заявил он
Мониторинг и оценка государственных услуг важны и в перспективе поэтапной передачи - до 2020 года - до 30% услуг, оказываемых населению, от государственных органов третьему сектору. В Правилах проведения оценки эффективности деятельности исполнительных органов, утверждённых постановлением правительства РК, источниками информации для оценки являются, в том числе, заключения независимых экспертов, результаты социологических исследований, информация НПО и ОО.
Хочу поделиться опытом участия в социологическом исследовании, которое провел ОФ «Помощь» в посёлке Дружба на тему «Эффективность программы модернизации ЖКХ». 90% опрошенных заявили, что недовольны программой, при этом лишь 30% имели о ней хоть поверхностное представление. Из бесед выяснилось, что недовольство носит размытый характер, так как люди не могут конкретно сказать, какая программа, какой государственный орган и какое должностное лицо за эту программу отвечает. Знания населения о сути программ, функциях госорганов и своих правах - минимальны.
Надо сказать, что программа модернизации ЖКХ явно «захлебнулась», причем не только в Костанайской области. Недоверие части населения к государственным органам, чрезмерная загруженность жилищной инспекции, нехватка специалистов — все это вряд ли приведет к успеху. Думаю, что проблему может решить вовлечение в реализацию этой программы неправительственных организаций через госсоцзаказ, что уже наглядно доказано на примере житикаринского ОО «Радуга».
Считаю, что для участия граждан в госпрограмме, кроме первоначального информирования, необходимо официально включать представителей от населения (уполномоченных, выборных лиц, представителей инициативных групп) в тендерные комиссии, комиссии по приёмке объектов ЖКХ, наделяя их контрольными функциями и правом подписи в актах и договорах. Думаю, было бы правильно, помимо регулярного мониторинга, во всех госучреждениях применять карты оценки их работы обратившимися гражданами
А как вы представляете себе общественный контроль? Формы, наверное, должны быть разные. Даже такие, как те «розовые хрюши» в России (активисты по защите прав потребителей, одетые в костюмы свинок), что ходят по магазинам, выискивая просроченный товар и снимая свои действия на видео.
Но в любом случае должны быть методологическая база, профессиональная подготовка, определённая структура, меры реагирования, обратная связь. И главное - всё это должно быть оговорено законодательно, чтобы чиновник не мог отмахнуться от «общественника». У нас сейчас во всех сферах засилье дилетантов, но для общественного контроля необходимы не только активность, но и знание, и умение.
Последние новости