Улицу Мауленова в Костанае вновь отремонтируют, но теперь - обычным способом

Дорожная подушка на экспериментальном участке хорошая. А вот асфальт подкачал

Ольга ЛИХОГРАЙ

9 апреля 2015, 08:53 |  Общество

Выделенных из бюджетного резерва 60 млн тенге хватит на средний ремонт только одного участка - от ул. Л. Беды до железнодорожного переезда. Впрочем, аким Костаная Ахмедбек Ахметжанов заявил, что средства на ремонт всей улицы найдут уже в этом году.

Напомним, что другой участок ул. Мауленова - от ул. Уральской до Л. Беды - в сентябре 2013 года стал первым в Казахстане, отремонтированным по американской технологии. А в марте 2014-го улица традиционно «поплыла». Тогда всего за два дня работники ТОО «АБЗ плюс» забили на ней брусчаткой 14 выбоин. Толщина асфальта оказалась всего 4 см, хотя норма для среднего ремонта - не менее 5-7 см.

Ремонт проводился в качестве эксперимента и вместе с обычным средним ремонтом участка от ул. Дощанова до ул. Леонида Беды обошелся городскому бюджету в 40 млн тенге. Сумму, которая пошла исключительно на терракритовое покрытие, чиновники так и не назвали. В акимате лишь сообщили, что толщина нового покрытия - 33 см, а по прочности оно не уступает асфальтобетонному покрытию толщиной 60-70 см, которое обычно применяется при капитальном ремонте.

По экспериментальному участку пускали специальную машину - ресайклер, которая перекрошила старую дорожную «одежду». В эту крошку добавили цемент и во время перемешивания полили водой с полимером. Полимер терракрит разводили с водой в пропорции 1:50. После этого поверхность сравняли грейдером и прикатали катком.

Все эти диковинные для обычной костанайской улицы манипуляции не помогли сохранить ее в приличном состоянии даже на два года. Сейчас на ул. Мауленова вновь обещают сделать качественный ремонт.

Улицу Мауленова в этом году будут ремонтировать частями / Рисунок Алексея МАЦАРИНА

- Сколько в итоге потратим денег, будем смотреть по ходу ремонта, - сообщил «НГ» заместитель акима Костаная Фрунзик АРАКЕЛЯН. - Возможно, больше, возможно, меньше. На окончание ремонта до ул. Дощанова нужно еще 20 млн тенге, которые также планируем изыскать в этом году.

Он отметил, что терракритовое покрытие применять не будут - не потому, что оно себя плохо зарекомендовало, а потому что слишком дорого обойдется костанайским налогоплательщикам.

- Обратите внимание: основание на экспериментальном отрезке Мауленова длиной 146 м до сих пор очень хорошее, - сказал Аракелян. - Поплыл только верхний слой асфальта. Но мы все равно решили, что дешевле будет использовать местные материалы.

Отрезок с терракритовым покрытием был на гарантии подрядчика, который и будет исправлять огрехи за свой счет. Правда, в акимате Костаная затруднились назвать фирму-подрядчика, заявив, что она не костанайская. Хотя заверили, что все изъяны «зафиксированы документально», поэтому фирма должна переделать этот участок. Но исполнится ли это в реальности, наверняка сказать не могут.

Интересный поворот, учитывая, что проблемы с подрядчиком - ТОО «Гермес-2011» - появились уже через полгода после ремонта. Ситуацию тогда пояснил Талгат ТАНАТКАНОВ, пытавшийся внедрить в нашем областном центре американскую технологию.

- Терракрит не добавлялся в асфальт, его добавляли в дорожную подушку, которая находится под асфальтом, - объяснял он в марте 2014 года. - Уверяю вас, что она и сейчас в отличном состоянии. С помощью полимера увеличился модуль прочности и повысилась водонепроницаемость улицы. Проблема в том, что эту дорожную подушку нужно было хорошо укатывать кулачковыми катками, которых у ТОО СК «Гермес-2011» не было.

В пользу этой версии «НГ» высказался и помощник руководителя аппарата правительства Башкортостана Радий МИНИХАНОВ, с которым «НГ» связалась по телефону. В Башкортостане на протяжении 5 лет в хорошем состоянии остаются несколько участков дорог, на которых применили терракрит.

- Ваши чиновники правы, когда говорят, что основание, в которое добавили стабилизатор грунта, в хорошем состоянии, - сообщил Миниханов. - Плохим, скорее всего, было качество асфальта, который положили сверху. В данных условиях завозить полимер из США очень дорого, потому что вырос курс доллара, но это не означает, что технология себя не оправдала. Она отлично себя зарекомендовала, поэтому мы продолжаем использовать аналог американского полимера, произведенный в Московской области по швейцарской лицензии.

Похоже, что улица Мауленова еще долго останется костанайской Terra Incognita. Пока никто не знает, как небольшой участок дороги превратить в трассу без ям и выбоин, сколько средств нужно на это потратить и где найти подрядчиков, после которых его не нужно будет переделывать.